Чтение статьи займет: 5 минут

Острота зрения и периферическое зрение — главные функции глаза, необходимые для безопасного управления автомобилем. К управлению личными транспортными средствами допускают, если острота зрения одного глаза не меньше 20%, а второго — не меньше 60%. К профессиональным водителям требования строже — они должны видеть 40 и 80% соответственно. Поэтому сначала нужно проверить зрение и подобрать рецепт на очки, если оно окажется ниже допустимого. Водители с хорошим зрением могут пропустить раздел о линзах с диоптриями и перейти к описанию антибликовых, фотохромных и поляризационных линз.

Содержание

Очки с диоптриями для водителей

Асферические и персонализированные очки

Мультифокальные очки для водителей

Антибликовые линзы для водителей

Солнцезащитные очки для водителей

Тонированные очки

Поляризационные очки

Фотохромные очки

Фотохромные линзы с динамической поляризацией

Очки с диоптриями для водителей

Когда рецепт получен, приступают к выбору очковых линз. Здесь есть несколько моментов, которые важно учитывать не только для четкого зрения, но и для комфорта глаз — дизайн поверхности линз, возможность коррекции возрастной дальнозоркости и покрытие линз.

Асферические и персонализированные очки

Побочные эффекты очковой коррекции — искажение формы, размеров и цвета окружающих предметов. Асферические линзы более плоские и тонкие в сравнении со сферическими. Они создают меньше искажений по краю, поэтому цвет, форма предметов и расстояние до них воспринимаются точнее, а боковое зрение становиться четче.

Персонализированные линзы не просто имеют асферическую поверхность, но и учитывают наклон линз в оправе, изгиб оправы, расстояние от глаза до линзы и асимметрию глаз. Это и отличает их от других линз. Асферические линзы — это готовые шаблоны, которые осталось выточить по форме оправы. Персонализированные линзы создают на заводе индивидуально после получения всех перечисленных параметров. Это позволяет уменьшить искажения высоких порядков, сделать зрение еще качественнее и снизить усталость от долгой концентрации внимания на дороге.

По впечатлениям пациентов разница между двумя типами линз становится заметной со средних степеней нарушений зрения (примерно от 3,00 дптр), при астигматизме больше 0,75 дптр и разнице между глазами от 0,50 дптр.

Мультифокальные очки для водителей

Прогрессивные или бифокальные линзы позволяют переключать взгляд с дальних предметов на ближние и не терять при этом четкость. Это важно для людей старше 40 лет, так как в этом возрасте начинается возрастная дальнозоркость (пресбиопия). Очки для дали перестают поддерживать зрение вблизи. От этого взгляд на приборную панель, мультимедийную систему, навигатор и смартфон становится размытым. Чтобы видеть четче, близорукому водителю приходится приподнимать очки, а дальнозоркому — надевать другие. Мультифокальные очки решают эту проблему.

Антибликовые линзы для водителей

Высокая острота зрения хоть и главный, но не единственный фактор влияющий на безопасность и комфорт управления автомобилем. Блики днем в яркую солнечную погоду и ночью от уличных фонарей или фар встречных машин тоже мешают четко видеть предметы.

Антибликовые линзы для водителей уменьшают блики от глянцевых поверхностей и от многократного отражения света в самой линзе. Производители добиваются антибликового эффекта, нанося полимерные покрытия на поверхность линз. Покрытия блокируют отражения света,  уменьшают утомляемость глаз от бликов, повышают контрастность изображения в сумерках, ночью и в пасмурную погоду. Они облегчают прохождение синего и зеленого диапазона световых лучей для хорошей работы периферической сетчатки. Это повышает остроту зрения при слабом освещении и расширяет поле зрения.

Солнцезащитные очки для водителей

Пациенты часто считают очки для защиты от солнца отдельным классом, не зная, что линзы с диоптриями можно совместить с тонировкой, поляризацией и фотохромным эффектом.

Тонированные очки

Очки с тонированными линзами — знакомый каждому тип солнцезащитных очков. Летом они продаются на каждом шагу, разных цветов и разной степени затемнения:

  • 4 категория — для яркого солнца на пляже и в горах;
  • 3 категория — для поездок за город;
  • 2 категория — для города;
  • 1 категория — для пасмурных дней.

Водители могут использовать любую категорию затемнения кроме 4-й, но 1 категория вряд ли будет полезна.

Люди с хорошим зрение могут просто купить понравившиеся очки. Те, кому нужно водить машину в корригирующий очках могут заказать тонированные линзы с диоптриями.

Поляризационные очки

Этот тип очков совмещает антибликовый эффект с защитой от яркого солнца и ультрафиолетового излучения. Поляризация защищает от бликов гораздо эффективнее обычного антибликового покрытия. Она полностью отсекает лучи, бьющие в глаза от стекол и капотов встречных машин, от луж, снега и асфальта. На лобовом стекле пропадают блики и отражения передней панели. Поляризационные линзы тоже доступны на заказ для любых рецептов, от простых до персонализированных прогрессивных очков.

Фотохромные очки

Недостаток тонированных и поляризационных линз в том, что они постоянно темные. А что же делать, когда солнце село или скрылось за тучами? Надевать прозрачные очки? На этот случай есть более удобный вариант — фотохромные линзы. Как и другие их можно заказать с диоптриями и без диоптрий. В материал или покрытие этих линз включены молекулы, реагирующие на ультрафиолет или на видимый свет. Когда молекулы активируются, линзы темнеют и превращаются в солнцезащитные. Чем ярче солнце, тем темнее линзы. Если света мало, то они снова становятся прозрачными.

Нужно взять на заметку, что водителю подойдут только линзы, реагирующие на видимый свет. Дело в том, что лобовое стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому не каждые фотохромные линзы будут затемняться в салоне машины.

Фотохромные линзы с динамической поляризацией

Плохие антибликовые свойства всегда были слабой стороной фотохромных линз. Производители линз стали пытаться соединить фотохромный эффект с поляризацией и у них это получилось. Сейчас оптики предлагают два вида таких линз Transitions Drivewear и Transitions XTRActive Polarized.

Линзы Drivewear всегда немного темные и меняют окраску от интенсивности видимого света. В пасмурную погоду линзы становятся желто-зелеными (что повышает контрастность), интенсивность затемнения снижается до 2 категории, светопропускание составляет около 65%, но поляризующие свойства остаются высокими и продолжают блокировать блики. В солнечную погоду поглощение света доходит до 78%, линзы приобретают медный оттенок. А на улице в такой день линзы станут темно-коричневыми и будут задерживать 88% света. Недостаток их в том, что Drivewear не рекомендуют для ночного вождения из-за неполной прозрачности.

Линзы XTRActive Polarized тоже становятся максимально темными при ярком солнце и активируются в салоне автомобиля. Отличаются они тем, что могут стать полностью прозрачными, когда на улице темно. А значит очки с такими линзами можно носить постоянно и водить в них машину ночью. Правда цвет линз ограничен только серым, но это, скорее всего, временно. Зато их заслуженно можно назвать универсальными солнцезащитными очками. А прогрессивные XTRActive Polarized без преувеличения станут для пресбиопов очками на все случаи жизни.

Автор статьи Хайнюк Дмитрий Юрьевич

Хайнюк Дмитрий Юрьевич

Врач-офтальмолог.