За всю историю операций по коррекции зрения во время вмешательства не ослеп ни один пациент, но любая глазная хирургия может вызвать осложнения, способные серьезно повлиять на зрение позже. Частота всех осложнений не превышает 1 % и каждый, кто планирует исправить зрение лазером или заменой хрусталика должен знать о них.
Содержание
Можно ли ослепнуть после лазерной коррекции?
Тревога, связанная с глазными операциями вполне понятна — вряд ли можно найти эффективную медицинскую процедуру без осложнений. Глаза — очень чувствительный орган. Даже попадание ресницы сопровождается болью и слезотечением, а одна только мысль об уколах или разрезах вовсе вызывает страх. Но чаще пациентов пугают не реальные проблемы, а неверные представления о ходе операции, причинах осложнений, свойствах лазеров и искусственных хрусталиков. Одни полагают, что лазер обжигает сетчатку, другие — что глаз вытечет во время замены хрусталика, третьи просто что-то слышали от знакомого. Так многие годами отказываться от вмешательства, даже если оно может спасти зрение.
Можно ли ослепнуть после лазерной коррекции?
Разновидности лазерной коррекции зрения — одни из самых безопасных хирургических процедур с низким уровнем осложнений. В интернете можно наткнуться на обсуждения, в которых приводят статистику слепоты во время вмешательства 1 случай на 5 миллионов операций. В научной литературе не удается найти случаи слепоты, прямой причиной которых стала лазерная коррекция. Даже если принять эту статистику за правду, мы больше рискуем умереть от отравления испорченной едой (1 на 3 млн), падения с лестницы (1 на 2,3 млн) или укуса ядовитой змеи (1 на 3,5 млн).
От 92 до 96 % операций заканчиваются успешно. Это означает, что почти у всех пациентов зрение после лазерной коррекции повышается, а у оставшихся 4–8% — не меняется. Острота зрения без очков достигает 0,5 (5 строк по таблице для проверки зрения) или лучше. Однако было бы нечестно промолчать о возможных осложнениях лазерных операций и проблемах со зрением, к которым они приводят.
Во время операции ЛАСИК хирург срезает верхний слой роговицы, чтобы открыть операционное поле для лазера. В этот момент срез может получиться неровным или неполным, возможны сквозные разрезы. Такие осложнения происходят крайне редко из-за аномального строения роговицы, рубцов, низкого глазного давления или потери контакта оборудования с глазом пациента. Хирурги тут же прекращают операцию и назначают лечение для заживления роговицы.
Роговица регенерирует за несколько дней. Обычно через 2–3 недели операцию можно продолжить, но уже другим методом — ФРК или Фемто ЛАСИК. Для ФРК не нужно отделять верхний слой роговицы, а Фемто ЛАСИК бережно формирует лоскут лазерным лучом. Эти методы можно выбрать изначально, чтобы сразу исключить проблемы с лоскутом во время операции и снизить риск осложнений после операции.
После операций роговичный лоскут может воспаляться, смещаться, отрываться, под лоскут может врастать эпителий. Серьезную проблему представляет только воспаление лоскута. Отрыв лоскута случается во время тяжелых травм. Он опасен только если лоскут не удастся найти и вернуть на место. В противном случае лоскут надежно приживется и зрение останется высоким.
Воспаление роговицы случается и у людей, никогда не подвергавшихся глазным операциям. Оно случается на фоне конъюнктивитов, засорений глаза, из-за нарушения правил гигиены при ношении контактных линз. Интересно, что риск ослепнуть из-за воспаления глаза, вызванного контактными линзами, такой же как и от воспаления после ЛАСИК. Подавляющую часть воспалений излечивают глазными каплями или мазями с антибиотиками, противогрибковыми или противовирусными средствами.
Крайне редко — менее чем у 0,1% пациентов — развиваются ишемическая оптическая нейропатия, отслойка сетчатки или кровоизлияние в стекловидное тело. Они являются потенциально ослепляющими, только если не лечить их вовремя.
Можно ли ослепнуть после замены хрусталика?
После замены хрусталика с целью коррекции зрения риск необратимой потери зрения выше, чем после лазерной коррекции. Причина в том, что операция сильнее травмирует глаз: инструменты проникают в глазное яблоко через разрезы, на глаз действует ультразвук и медицинские растворы. Но вероятность потери зрения все равно очень низкая — 1 случай на 1000 операций. Несмотря на то, что серьезные осложнения развиваются примерно в 1 из 50 случаев, вероятность успеха операции составляет 98%, и только у 2 % прооперированных зрение не меняется или ухудшается. Разберем как осложнения влияют на зрение.
Почти у всех пациентов в ответ на вмешательство отекает роговица. Обычно отек ограничен областью разрезов, но может распространяться на всю роговицу, если операция длилась долго. Через 1–2 недели отек бесследно исчезает.
В глазах с глаукомой, дистрофиями роговицы, перенесших тяжелые травмы, воспаления или другие хирургические вмешательства развивается буллезная кератопатия. Это уже серьезно — зрение можно потерять из-за хронического отека и помутнения роговицы.
Сетчатка реагирует на операцию наравне с роговицей — у 30 % пациентов она отекает и снижает зрение, но стероидные и нестероидные глазные капли помогают справиться с отеком.
В первые сутки после операции у 18–45 % пациентов повышается глазное давление. Его нормализуют глазными каплями в течение 1 недели.
Иногда нарушается герметичность операционной раны. Из отверстия сочится внутриглазная жидкость, а внутрь могут попадать бактерии. Мелкие раны сами закрываются через сутки, крупные — приходится зашивать.
Искусственные хрусталики смещаются в глазах со слабыми связками или из-за активного рубцевания. Зрение сильно снижается, но, когда линзу вернут в прежнее положение — повышается.
У всех перенесших замену хрусталика сохраняется 1–5 % вероятность отслойки сетчатки в течение 4 лет. Это опасная болезнь, но зрение сохраняется, если прооперировать отслойку в первые 3 месяца.
Токсическую реакцию передней части глаза на медицинские инструменты и растворы легко спутать с эндофтальмитом — тяжелым воспалением глаза. Оба состояния начинаются с резкого падения зрения: токсическая реакция — через 12–72 часа после операции, а эндофтальмит — через 3–7 дней. Эндофтальмит угрожает потерей не только зрения, но и глаза. Он развивается в 0,04–0,2 % случаев у пациентов с хроническими воспалениями или иммунодефицитом, у остальные — еще реже.
Заключение
Высокие медицинские технологии и стандарты операций, грамотный отбор и подготовка пациентов сводят на нет вероятность слепоты во время коррекции зрения любым методом. Все же, нельзя забывать, что после любой операции могут развиться осложнения, которые скажутся на зрении — кератит, буллезная кератопатия, эндофтальмит. Даже после правильного лечения таких тяжелых болезней нельзя исключить слепоту как один из возможных исходов. Врачи «Нью Вижн» прогнозируют исходы операций после тщательного обследования, сообщают обо всех возможных проблемах и не допускают до операции, если она может навредить больному.