Этот вопрос можно задать в отношении нескольких свойств ночных линз — длительности ношения одной пары, длительности их корригирующего эффекта, предельного возраста у детей или взрослых, тормозящего эффекта в отношении близорукости. В статье мы последовательно и подробно разберем эти моменты.
Содержание
На сколько хватает одной пары ночных линз?
На сколько часов хватает эффекта после снятия линз?
На сколько хватает ночных линз при близорукости?
До какого возраста эффективны ночные линзы у детей?
На сколько хватает одной пары ночных линз?
Одна пара ночных линз рассчитана на 12 месяцев использования. Их производят из твердых газопроницаемых органических материалов полиметилметакрилата, силиконового, фторсиликонового или фторсилоксанового акрилатов. Материалы более устойчивы к изнашиванию и действию дезинфицирующих растворов, чем мягкие гидрогели и силикон-гидрогели обычных линз, но и они не вечны.
За год на линзы царапаются, во время обработки стирается их внутренняя поверхность, отвечающая за точность коррекции — достаточно нескольких нанометров, чтобы зрение ощутимо изменилось. Шероховатая поверхность раздражает глаза, к ней прочнее прикрепляются белковые и жировые отложения. Отложения хуже очищаются и становятся пищей для микроорганизмов. В результате повышается риск осложнений.
Свой вклад в старение линзы вносят ультрафиолетовое излучение, перепады температуры и агрессивная среда дезинфицирующих растворов. Материал постепенно теряет физико-химические свойства — снижается кислородная проницаемость, появляются микротрещины и сколы.
Детям с прогрессирующей близорукостью бывает нужна более частая замена линз — из-за быстрого роста глазного яблока линзы могут оказаться слабыми уже через 6 месяцев. Если глаз вырос, то даже идеально гладкие чистые линзы не обеспечат высокого зрения и перестанут сдерживать близорукость.
На сколько часов хватает эффекта после снятия линз?
После снятия линз эффект сохраняется 24–48 часов. Но получается это не сразу и не у всех. В первые дни зрение будет слабым и неустойчивым. Это нормально, потому что эффект ночных линз накапливается в течение 3 недель и зависит от времени сна в линзах, величины нарушения рефракции, толщины и упругости роговицы.
Пациенты с близорукостью или дальнозоркостью в 2,00 дптр достигают четкого и стабильного зрения за 3–4 дня. Нарушения в 2,00–4,00 дптр полностью исправляются через 1 неделю, в 4,00–6,00 дптр — через 1–2 недели, а выше 6,00 дптр — через 2–3 недели.
Астигматизм — неравномерную кривизну роговицы — исправить сложнее. У некоторых пациентов он есть только в одном глазу. Наблюдая, как ортолинзы меняют зрение, офтальмологи заметили, что на астигматичном глазу максимальный эффект проявляется примерно на 1 неделю позже, чем на глазу без астигматизма.
Многие пациенты рассказывают, что после периода накопления эффекта они надевают линзы не каждую ночь и все равно довольны зрением. Лучше всего это получается у людей с тонкой роговицей — она легче поддается изменению и дольше расправляется. Толстые роговицы более упруги, поэтому дольше идут к пику коррекции и быстрее расправляются после снятия линз. В результате всем пациентам, независимо от анатомии роговицы, остроты зрения хватает до позднего вечера.
На сколько хватает ночных линз при близорукости?
Иногда близорукость прогрессирует очень быстро и ее не могут сдержать даже ночные линзы. Кажется, что линзы перестали работать и пользоваться ими нет смысла. Но полная остановка близорукости не входит в задачи ортокератологии. Врачи рассчитывают, что рост глазного яблока замедлится. Исследования, показывают, что у детей, регулярно надевавших ночные линзы, близорукость прогрессировала медленнее на 40–50 %. Теоретически линзы должны сохранять свой эффект постоянно, но большинство исследований ограничены 2 годами наблюдения, и лишь единичные исследования длились 4 года. Среди исследователей существует точка зрения, что через 4–5 лет эффект ортолинз снижается, но из практики видно, что они продолжают действовать.
Другой момент — изменение зрения. Раз уж глаз продолжает расти, то и зрение неизбежно будет меняться. В какой-то момент линзы перестанут обеспечивать высокое зрение и сдерживающий эффект. Эффективность напрямую связана с остротой зрения — если ребенок видит плохо, значит линзы работаю неправильно. Если роговица недостаточно хорошо фокусирует световые лучи на сетчатку, чтобы зрение было четким, значит полезное действие ослабло пропорционально зрению. Поэтому детей наблюдают 2 раза в год. На контрольных осмотрах врачи проверяют остроту зрения на фоне ношения линз и меняют рецепт, если зрение упало ниже 0,8. Иногда возникают сомнения в том, что глаза действительно выросли. Тогда врачи просят не носить линзы 1 месяц и снова прийти на осмотр, чтобы проверить глаза в естественном состоянии и измерить их длину.
До какого возраста эффективны ночные линзы у детей?
Что касается эффекта в отношении торможения близорукости, на практике его наблюдают до совершеннолетия. В крупные хорошо спланированные исследования набирали детей от 6 до 16 лет. В рамках этой возрастной группы об эффекте можно говорить со всей уверенностью. Возможно, по мере взросления детей на их глаза начинают действовать дополнительные факторы, и близорукость развивается по другим механизмам. Ученым еще предстоит оценить как действуют линзы в более старшем возрасте, а пока в единичных исследованиях участвовали дети до 18 лет у них тоже выявили хороший эффект.
В плане качественной коррекции дальнозоркости, близорукости и астигматизма ортолинзы остаются одинаково надежным способом в любом возрасте. Дети могут продолжать пользоваться ими даже если близорукость полностью остановилась. Многие пациенты настолько привыкают к ночным линзам, что продолжают пользоваться ими и после совершеннолетия.
До какого возраста эффективны ночные линзы у взрослых?
Близорукость может прогрессировать и у взрослых, но ортокератологические линзы вряд ли стабилизируют зрение. Относиться к ним нужно как к методу коррекции. Предполагают, что ортолинзы действуют на глаза взрослых также, как и на глаза детей, но у взрослых сложно оценить контроль близорукости. Во-первых, она прогрессирует медленнее, поэтому пользу от лечения труднее оценить. Во-вторых, неизвестно, когда зрение стабилизируется, поэтому может возникнуть иллюзия успешного контроля.
После 35–40 лет многие пациенты страдают синдромом сухого глаза — во время ношения линз они замечают резь, жжение, зуд, покраснение или ощущение инородного тела в глазах. Пациенты, которые смогли устранить причину сухости, продолжают пользоваться ортолинзами.
Другая проблема — возрастная дальнозоркость. Ночные линзы, как и прежде, будут исправлять дальнее зрение, но после 40 лет зрение вблизи неизбежно начнет снижаться. Исправить ближнее зрение можно очками для чтения или подобрав другой рецепта линз. Тем, кто не хочет надевать очки, стоит попробовать моновижн. По методике моновижн линзы подбирают так, чтобы один глаз четко видел вдаль, а другой — вблизи.
Заключение
Исследования долгосрочного эффекта ночных линз показывают их эффективность и удобство в коррекции зрения. Одной пары линз хватает на 1 год. Они помогают сдерживать близорукость у детей, а взрослые десятилетиями используют ортолинзы вместо очков. Несмотря на преимущества, важно помнить, что долгое использование контактных линз может вызывать сухость глаз и дискомфорт. Внимательно следите за состоянием глаз и регулярно посещайте офтальмолога, чтобы уточнить рецепт и поддержать хороший эффект ортолинз.