Возраст — важный, но не единственный критерий для назначения лазерной коррекции зрения. Хирургическая коррекция приносит пользу как детям, так взрослым, если ее применяют по показаниям, и при этом подробно изучают состояние зрения и историю его изменений. В этой статье мы рассмотрим в каком возрасте лучше оперироваться взрослым и можно ли делать коррекцию зрения детям.
Содержание
Какой возраст считают оптимальным для коррекции зрения у взрослых?
Какой возраст считают оптимальным для коррекции зрения у взрослых?
Совершеннолетие считают условной границей, от которой разрешена лазерная коррекция зрения. На самом деле нет такого возраста, когда она запрещена. Есть лишь зависимость положительного результата от стабильного зрения. Возраст 18 лет выбрали не потому что человек официально становится взрослым и получает возможность самостоятельно принимать решения относительно своего здоровья. Соглашаться или не соглашаться на медицинские вмешательства подростки получают с 15 лет, хотя и не могут пока заключать договора на оказание платных услуг. Дело в том, что к 18 годам организм окончательно формируется: заканчивается рост, формируется телосложение, устанавливается постоянный уровень гормонов. Глаза тоже прекращают расти: стабилизируется длина глаза, кривизна роговицы и хрусталика.
Все же у взрослых вероятность изменения зрения не становится нулевой. Близорукость и дальнозоркость ничего не знают о наших ожиданиях и планах на лазерную коррекцию. Они не заглядывают в паспорт, чтобы проверить, не пора ли остановиться. Зрение может стабилизироваться и в 12, и 15 лет, а может меняться до 30. Это будет зависеть от того, насколько сильно мы нагружаем зрительный аппарат, как протекали нарушения зрения у родителей и какие еще болезни у нас есть. Еще бывает поздняя миопия, которая в 25–30 лет только начинается. Она не прогрессирует по 1–2 дптр, как в школьные годы — изменения идут по 0,25–0,50 дптр, но будет обидно через несколько лет вернуться к тому, с чего начали.
Получается, что невозможно определить оптимальный возраст, который подошел бы всем. Поэтому опытные хирурги всегда проверяют как изменилось зрение за последние годы. Если год назад близорукость была 3 дптр, а сегодня — 3,5, то с высокой вероятностью еще через год будет 4 дптр. В таком случае с коррекцией лучше повременить, записать сегодняшний результат, провериться через год, а потом еще через год. Когда зрение будет одинаковым в течение хотя бы 2 лет, можно делать лазерную коррекцию.
Со скольки лет делают коррекцию зрения детям?
Технически лазерную коррекцию можно сделать в любом возрасте. Детям выполняют и более сложные операции. Например, при врожденной катаракте заменяют хрусталики в первые месяцы после рождения, а лучший возраст для хирургического исправления косоглазия — до 2 лет. Юридически минимальный возраст для рефракционной хирургии тоже не ограничен. Возраст 5–6 лет считают вполне подходящим. И все же детям делают лазерную коррекцию очень редко и по строгим показаниям. Главные факторы, сдерживающие хирургов — изменчивое детское зрение, профиль и оснащенность глазных клиник.
Прогрессирующая близорукость или миопия проявляется увеличением длины глазного яблока из года в год. Вырастая всего на доли миллиметра, глаз становится слишком длинным, для преломляющей силы роговицы и хрусталика. Роговица и хрусталик — природные линзы. Они направляют свет на сетчатку, чтобы изображение стало четким. Механизм работает подобно настройке проектора или фотоаппарата. Нужно покрутить объектив, чтобы изображение на экране или в видоискателе стало четче. Этот механизм хорошо работает в глазах длиной 23–24 мм. Стоит глазу вырасти на 0,16 мм, появится близорукость 0,5 дптр и испортит зрение до 50–60 %, то есть пациент с такой миопией сможет назвать 5–6 строк из 10 на таблице для проверки зрения.
Быстрее всего близорукость прогрессирует с 6 до 16 лет и очень часто продолжает медленно прогрессировать до 18–20 лет. Нет никакого смысла оперировать детей, пока миопия продолжает усиливаться. Сразу после операции зрение будет отличным, но уже через 6–12 месяцев от эффекта не останется и следа, а повторное вмешательство, скорее всего, будет невозможно из-за тонкой роговицы.
Ситуация с гиперметропией или дальнозоркостью немного иная, хотя общий смысл в изменении зрения сохраняется и здесь. Гиперметропия не прогрессирует, а, наоборот, немного регрессирует — уменьшается. Заметный регресс происходит до школы, а в школе зрение почти не меняется. Однако школьные и дополнительные нагрузки на зрение, постоянно возрастают. Поэтому нельзя исключить, что дальнозоркость будет снижаться в течение всех школьных лет. Исправив зрение в начальных классах, мы можем спровоцировать небольшую близорукость к окончанию школы.
И все же дальнозоркость, равно как и астигматизм, исправляют лазером даже детям, но только в исключительных случаях. Показаниями служат высокая анизометропия и высокий астигматизм. Анизометропия — состояние, при котором дальнозоркость или близорукость на одном глазу больше, чем на другом. Люди с одинаковым зрение встречаются редко — разница в 0,50–1,00 дптр обычное дело. Ее даже не все замечают, пока офтальмолог прямо не скажет о ней. Иногда анизометропия достигает 5–6 и даже 10 дптр. Такую разницу взрослым сложно не заметить, а вот детям все равно — хуже видящий глаз не болит, а второй — видит хорошо. Заставить детей носить даже очки с одинаковыми линзами — сложная задача, а если линзы разные — почти невыполнимая. Привыкать к таким рецептам очень трудно из-за головной боли, головокружения и тошноты.
Это относится и к астигматическим очкам. Они искривляют формы и размеры предметов: что было квадратным — превращается в трапецию, что было прямым — становится наклонным. Дети не понимают ради чего они должны терпеть страдания и отказываются от очков. Большинству помогают контактные линзы. В них искажения незаметны, голова не болит и тошнота не беспокоит. Вот только надевать и снимать их неприятно. Иногда это становится причиной отказа и от контактных линз, наряду с воспалениями, раздражением или аллергией на растворы для обработки. Оставлять таких детей без коррекции нельзя и лазерная операция становится для них единственным способом сохранить зрение.
Заключение
Нельзя ориентироваться только на возраст, когда мы решаем делать лазерную коррекцию или нет. Да, есть условные возрастные границы, по достижении которых мы ждем стабильных послеоперационных результатов, но полагаться только на них неправильно и вредно. Прежде чем решить, что лазерная коррекция станет успешной, позволит пациентам хорошо видеть в течение многих лет и не вызовет осложнений, нужно провести полное обследование зрительной системы, оценить историю изменения зрения, эффективность других средств коррекции, хронические болезни, наследственность, увлечения и образ жизни. Тогда может оказаться, что даже в 30 лет лучше продолжить носить очки, или наоборот — лазерная коррекция принесет больше пользы 5-летнему ребенку, чем контактные линзы или очки.